Шиомгвиме


Краткий исторический очерк
Монастырский комплекс середины VI века, основание которого связано с «ассирийским отцом» Шио. Очень значительный памятник грузинской архитектуры раннего средневековья. Дополнительную привлекательность ему придает окружающая природная среда, в которую он погружен. В XI столетии монастырь серьезно расширился. Над кельей, в которой жил и скончался Шио (сегодня там можно увидеть его могилу), построили церковь, который впоследствии соединили с храмом Иоанна Крестителя. В 1123 году Давид IV Строитель присвоил монастырю статус независимого и наделил живших там священнослужителей и монахов многочисленными дарами. Кроме этого, он воздвиг ещё один храм, который впоследствии был разрушен войском персидского шаха Аббаса I (где-то межу 1614-1616 годами). Из летописей видно, что в период расцвета грузинского царства статус Шиомгвиме выходит за рамки чисто культового сооружения. К примеру, с ним связана деятельность великого грузинского философа, переводчика и ученого, Арсена Икалтоели, а также нескольких других значительных личностей. Жаловала монастырь и царица Тамар, всячески заботившаяся о благополучии этого очага культуры. Именно в ее эпоху была построена небольшая церквушка на вершине одного из ближайших холмов, которую сегодня можно увидеть и посетить. В середине XIII века Шиомгвиме подвергся первому разрушению – постарались хорезмийцы -, но быстро восстановил свое благополучие. В XIV веке Георгий V Блистательный передал монастырь во владение влиятельному княжескому роду Амилахвари (именно ими впоследствии был восстановлен храм, разрушенный шахом Аббасом), которым с тех пор он служил и усыпальницей. Следующему опустошению Шиомгвиме подвергся во время нашествия Тамерлана в 1393 году. Очень серьезно пострадал монастырь во времена масштабных набегов турок и лезгин (1722-1735). Во время одного из таких набегов. вероятнее всего, были уничтожены верхние пещеры Шиомгвиме, в которых обитали монахи.

Сегодняшнее состояние
Сегодня Шиомгвиме действующий мужской монастырь. Попав на его территорию, лучше двигаться по часовой стрелке. В таком случае, первое, куда мы попадем, это древняя келья преподобного Шио (здания слиты друг с другом), в которой он и был похоронен. Чтобы увидеть могилу, нужно по деревянной лестнице спуститься вниз, пройти небольшой тоннель и через арочный вход (его вырезали уже после смерти Шио) мы попадаем прямо в келью. Еду и воду старцу спускали сверху на веревке. Далее направляемся в церковь Иоанна Крестителя. Ее стены почти полностью закрашены белой краской. Роспись, которая видна, совсем новая, но уже изрядно попорченная влагой. особенно с левой стороны. Но есть и небольшие остатки старой и изначальной росписи. Один фрагмент находится во втором зале, а второй, самый древний (6-го века) в небольшом помещений, которое на правой стороне. Далее следует храм Богоматери, самый большой из всех. Именно тот, который был построен по указанию Давида Строителя, разрушен шахом Аббасом и восстановлен князями Амилахвари. Он прост по сравнению с остальным комплексом, но есть фрески в хорошем состоянии (времен реконструкции). После этого огибаем древний храм с другой стороны, выходим на стартовую точку, покидаем территорию монастыря и при желании направляемся на вершину холма, где церковь царицы Тамар. Туда ведет красивая и уютная извилистая тропинка. Местами она подходит к краю обрыва, откуда открываются очень красивые виды. Церквушка, до которой доберемся минут за 20 неторопливого восхождения, внимания, безусловно, достойна. В первую очередь своими древними фресками. Правда, тут же можно заметить деятельность варваров прошлого века, загадивших их своими автографами. Вершина холма представляет собой небольшое плато, по которому можно побродить — благо, вокруг есть на что посмотреть. У того обрыва, который в непосредственной близости от церкви, можно заметить узкую тропу, которая спускается вниз. Присмотревшись, обнаружим там келью отшельника. Но тропа очень узкая и идет прямо над глубокой пропастью. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем вступить на нее.

Попадание
Попасть в Шиомгвиме легко и просто. Для этого нужно добраться до Мцхета, проехать ее исторически-туристическую часть и на той площади, где находится мерия (там же и храм Самтавро), заметим указатель и поворот налево. Это тупиковая дорога на Шиомгвиме. С этого месса до храма 15 км, хотя указатель утверждает, что всего 12. Дорога грунтовая (асфальт только в самом начале и в самом конце) и посему путешествие туда займет около 20-25 минут, если ехать без остановок.

Галерея «Шиомгвиме»

Другие значительные культовые сооружения Мцхета-Мтиантеи
Джвари
Зедазени
Монастырь Ольги
Самтавро
Троица Гергети
Хевис Сиони

Крепости Мцхета-Мтианети
Ананури
Сно

Природные достопримечательности Мцхета-Мтианети
Гвелетский водопад
Жинвальское водохранилище

Альбом «Мцхета-Мтианети»

  • New Shuamta

Ananuri

Anatory

Armaztsikhe

Bodorna

Jvari

Khevis Sioni

Mutso

Samtavro

Shatili

Shiomgvime

Sno Fortress

Svetitskhoveli

Zedazeni