Армазская трасса

Map.01
Описание
Так ее уже давно называют в народе. В честь древнейшей части Мцхета, откуда она, собственно, и начинается. Официальное название дороги звучит как ЗАГЭС-Мцхета-Кавтисхеви-Гори или коротко Мцхета-Гори. Можно ещё и «შ 29», использую ее грузинское техническое наименование. Армазская трасса длиной в 60 километров следует параллельно автобану Тбилиси-Батуми, пересекает регион Шида Картли и заканчивается, вливаясь в окраину города Гори. Следовательно, она является безальтернативной для посещения более чем половины территории Шида Картли, расположенной южнее большого автобана и изобилующей интереснейшими древними храмами и природными достопримечательностями. Дорога полностью отремонтирована. Покрытие асфальтное. Скоростных ограничений нет.
Начнем по порядку и виртуально прокатимся по этой трассе. Исходной точкой возьмем развилку у въезда в Мцхету, где одна дорога пересекает мост, ведущий в город, а другая уходит дальше, влево от него. Вот это вторая дорога и есть Армазская трасса. Исследуем ее чуть детальнее:
Armazi.Kvatakhevi.Road
Первое интересное место ждет нас на отметке 3,5 километра от Мцхетского моста. В этой точке слева в ущелье уходит тропа, на которую есть указатель – «Armazi». Отсюда начинается пеший маршрут к крепости Армази. Проехав ещё около 2 километров, можно посмотреть направо, где ненадолго покажется запрятанный в холмисто-горной местности Шиомгвимский монастырь – сперва верхняя церковь, а затем и сам комплекс.
Через 14 километров подъезжаем к первой развилке, на которую стоит обратить особое внимание – слева поворот на грунтовую дорогу, ведущую через храм Магаладзе (5,5 километров) к знаменитому монастырю Кватахеви, до которого отсюда 9,3 километра.
Ещё чуть меньше 3 километров и новая развилка – на сей раз направо уходит дорога к селу Кавтисхеви, где находится очередной древний храм. До него с развилки около 5 километров.
Armazi.Rkoni
Очень важная развилка встретится нам на 10-м километре после выше упомянутой. Если повернуть налево, мы попадаем на грунтовую дорогу, которая примерно через 1 километр тоже, в свою очередь, раздваивается. Если брать по курсу движения нашего автомобиля, то справа Эртацминда, Чачубети и Икви с Ркони, а слева поворот на Носте, тесно связанный с именем Георгия Саакадзе.
Вернемся на Армазскую трассу и едем дальше. Она с этого места уходит чуть направо, то есть на север. Проехав полтора километра, упираемся в очередную развилку – если свернуть с трассы и поехать направо, то совсем скоро (2,5 километра) окажемся в селе Метехи с одноименным храмом, затем в Каспи и можем оттуда уже выскочить на автобан Тбилиси-Батуми, завернув в Самтависи. Если же ехать дальше по Армазской трассе на запад, то проехав несколько незначительных храмов, через 18 километров мы приблизимся к развилке у села Квахврели, откуда дорога сворачивает на крупнейшую историческую достопримечательность региона Шида Картли, Уплисцихе. До нее с развилки неполных 7 километров.
Armazi.Ateni.
С этой развилки город Гори уже совсем близко, но ещё ближе поворот на ещё одну крупную достопримечательность региона, на Атенский Сиони. Этот поворот (нам налево) расположен в селе Хидистави и снабжен соответствующим указателем.
От Хидистави до Гори ещё полтора километра и насыщенная Армазская трасса в этом городе и заканчивается.