Пещерные монастыри пустыни Гареджи


Пустыня Гареджи — географический и одновременно культурно-исторический термин-топоним, обозначающий с одной стороны обширную климатическую зону, а с другой стороны – ареал распространения культуры, именуемой аскетическим монашеством (анахоретством). Тут необходимо принять во внимание, что понятие «пустыня» помимо своего географического значения имеет дополнительную смысловую нагрузку, под которой подразумевается удаленное от цивилизации место, в котом человек находит душевный и духовный покой.
Гареджийская пустыня уникальна тем, что является самым большой территорией в мире, на которой было распространенно средневековое аскетическое монашество. Длина ее по азимуту достигает 100 километров, а ширина в отдельных местах достигает 40-50 километров.
История пещерных монастырей пустыни Гареджи начинается в первой половине VI века, когда стараниями «ассирийского отца» Давида, прозванного впоследствии «Гареджийским» здесь был основан первый монастырь. В VI же столетии возникло ещё несколько пещерных монастырей, которые были основаны его непосредственными учениками и последователями: Додос Рка («Рог святого Додо»), монастырь Иоанна Крестителя («Натлисмцемели») и Удабно. Целью святых отцов, прибывших в Грузию, сводилась к распространению в стране монашеского образа жизни. К этому времени прошло уже два века с того момента, как Грузия приняла христианство. В стране уже было достаточное количество храмов, где совершались культовые деяния, но не было того, что, по мнению «ассирийских отцов» должно было стать опорой и важнейшей частью христианства – монастырей и всей той культуры, которая могла возникнуть из их лона.
Монастырям пустыни Гареджи посвящено много научных трудов. Мы не ставим целью пересказать здесь этот материал или, тем более, попытаться что-то к нему добавить. Наша задача простая: вкратце их описать и выложить ту информацию, которая может пригодиться туристам и путешественникам, посещающим эти места. Принимая во внимание их местоположение, пещерные монастыри Гареджийской пустыни можно разделить на три части: на западные, центральные (древнейшая часть VI-VII века) и восточные.

Центральные пещерные монастыри Гареджи:
Додос Рка («Рог святого Додо»)
Эти места связаны с жизнью и деятелностью религиозного деятеля по имени Додо — ближайшего ученика Давида Гареджского. Своей обителю ученик избрал гору, которая с тех пор носит название «Додос Рка» («Рог Додо»). Построенная на ней башня дошла до нас в сильно разрушенном виде. Высеченный в скалах монастырь внушительных размеров монастырь строился на проятжении нескольких столетий и во времена своего расцвета (XI-XIII века, когда за ним закрепился статус «царского монастыря») объединял около 200 кельи. Самые поздние строения на территории комплекса относятся к XVIII столетию. К тому времени он уже давно потерял свой статус и в результате многочисленных вражеских нашествий к концу XVIII века почти полностью опустел. Основными частями монастырского комплекса являются главный храм, трапезная и малая церковь святого Додо, в которой сохранились фрагменты росписи (IX-X веков).
Монастырь действующий. Тамошние монахи ведут закрытый образ жизни и не жалуют вниманием туристов (для них доступен только главный храм комплекса — в остальные места вход для мирян закрыт). К этому нужно быть готовым при посещении монастыря.

Натлисмцемели (пещерный монастырь Иоанна Крестителя)
Основан в VI веке Лукианом, учеником Давида Гареджского. Расположен в 12 километрах от Лавры Давид Гаредж и состоит из нескольких строений. Во-первых, главный храм, необычно высокий и просторный, который строился (а ещё правильнее долбился в скале) на протяжении примерно сорока лет. Вторая церковь, поменьше первой, находится южнее — проникнуть туда можно по ступеням, высеченным в камне. Недалеко от главного храма возвышается высокая башня, которую видно издалека. В смутные времена выполняла функцию сигнальной башни, оповещающей о приближении врага. Часовня построена прямо над арочным входом. В интерьере храма сохранились фрагменты фрескок, датируемых первой половиной XII века. Каменный иконостас первой половины XVIII века.Кельи монахов, расположенные с правой стороны, недоступны.
Монастыры действующий. Монахи приветливые. Гостей принимают. Но действует строгий дресс-код. При неимении пододящей для такого храма одежды она выдается на месте.

Лавра Давида
Об этом монастырском комплексе знают во всем мире, и он один из тех мест, куда обычно туристам советуют поехать чуть ли не в первую очередь.
Основание Давид-Гареджийского монастыря связано с деятельностью Давида, прибывшего в эти места в певрой трети VI веке. Отсюда его официальное название, а также то, которое закрепилось впоследствии за основной частью комплекса: «Лавра Давида». Впоследствии «Лавра Давида» обросла другими монастырями, их количество перевалило за десяток, и комплекс охватил обширную территорию. То, что в эпоху раннего и классического средневековья это был очень значительный религиозный и культурный центр, понятно и без лишних аргументов. В начале XII века Давид Строитель взял монастырь под свою опеку, подчинив его непосредственно царскому престолу и освободив от всех налогов. XI-XII века вообще можно назвать эпохой самого большого расцвета Давид Гареджи. Здесь даже существовало своя собственная школа иконографии.
Потом начались смутные времена. В 1265 году здесь побывали монголы, опустошив Давид Гареджи и его окрестности. Он снова воспрянул духом в первой половине XIV века, во время правления Георгия V Блистательного, но в конце того же столетия многочисленные завоевательные походы Тамерлана нанесли монастырскому комплексу большой удар. Сокрушительным оказалось персидское нашествие 1616-1617 годов, когда армия шаха Аббаса I, разгромившая Греми и центральную Кахетию, добралась и до пустынных мест Давид Гареджи. Правда, в 1639 году кахетинский царь, Теймураз I, восстановил в этих местах монастырскую жизнь, и комплекс оставался действующим вплоть до конца XIX века.

Удабно («Пустыня»)
Один из интереснейших пещерных монастырей, относящихся к Давид Гареджийскому комплексу. Он также возник в VI века, хотя имя основателя осталось неизвестным. Согласно историческим данным и преданиям, в лучшие времена здесь жило несколько сотен монахов.
Главное, что привлекает сюда любителей древности, это сохранившаяся в монашеских кельях древняя роспись. Обычно выделяют четыре слоя: самый древний датируется серединой IX века, а более поздние Х, XIII и XIV столетиями. Фрески сохранились в главном храме монастыря, в трапезной и в молельне, а также в нескольких кельях. Самой значительной является роспись так называемой 41-й кельи. Найти ее легко, так как все помещения монастыря пронумерованы уже в новейшее время. Самые верхние кельи монастыря недоступны ввиду обвала ведущих к ним лестниц (при этом, в некоторые из них можно спуститься сверху, с хребта), но во все вышеуказанные помещения с росписью можно проникнуть.
Отдельно от кельи расположена хозяйственная часть монастыря, также высеченная в скале: продовольственный склад, амбар, винный погреб и что-то, напоминающее хлев. Если передвигаться вдоль монастыря с востока на запад, то сперва идут хозяйственные помещения, а затем уже монашеские кельи.
Нужно отметить ещё два культовых сооружения, примыкающих к монастырю. Первый (храм Воскресения) расположен на восточной его оконечности и датируется VII-VIII века, а второй, построенный кахетинским царем Теймуразом I в первой половине XVII века — на западной (храм Благовещения).
Монастырь Удабно был оснащен весьма замысловатой и сложной для того времени системой водоснабжения, следы которой сохранились в нескольких пещерах.

Цамебули («Мученик»)
Очень небольшой пещерный монастырь, расположенный в скалах того же хреюта, в котором высечен Удабно. Около полдюжины пещер. При этом, в одной из них сохранилась фреска Богоматери. О дате возникновения Верангареджи ничего не известно. Фреску своим стилем можно датировать примерно X-XI веками.
Сюда попадаешь, если после прохождения Удабно не сворачиваешь налево, к храму, а продолжаешь движение вперед и спускаешься к нижним скалам. Тропикни фактически нет и спуск не из легких.

Лаврисхеви
Расположен между пещерными монастырями Додос Рка и Лавры, по ту сторону долины с цветными холмами, и состоит примерно из двух десятков пещер, в большинство которых уже невозожно проникнуть по приине обвалов. Из доступных пещер особый интерес прдставляет двухэтажная келья с обрушенной лестницей. Дата возникновения монастыря неизвестна. Когда-то он был расписан, но роспись полностью исчезла и только пара сохранившихся деталей напоминает об ее существовании.
Хорошо видна как из Лавры, так из монастыря Удабно. При наличии хорошего внедорожника к нему можно подъехать вплотную.

Чичхитури
Часть этого монастыря видят все туристы, направляющиеся в Лавру Давида. Возвышающуюся на хребте башню. Сам монастырь расположен по ту сторону хребта, в его скалах — несколько пещер и зальная церковь с уникальной росписью.
Монастырь расположен прямо на государственной границе Грузии и Азербайджана и в данный момент недоступен для посетителей. Это относится и к пещерам и к башне.
Дата постройки неизвестна. Роспись очень близка стилистически к фрескам Удабно и ее можно отнести к IX-XI столетиям.

Бертубани
Основан в XII веке. Примечательными частями монастыря можно считать зальную церковь Богородицы и трапезную, в которх сохранилась роспись начала XIII века. На фресках изображена царица Тамар и ее сын, Лаша Гиорги, а также сцена из жизни святого Давида Гареджского.
Сегодня монастырь Бертубани полностью расположен на территории Азербайджана и проникнуть в него невозможно — ни с грузинской стороны, ни с азербайджанской (приграничная зона).

Западные пещерные монастыри Гареджи:
Мравалцкаро
Небольшой пещерный монастырь, обнаруженный в 1995 году научной экспедицией в окрестностях водохранилища. В исторических документах нигде не упоминается. Поэтому название ему было дано членами экспедиции с учетом окружающей его местности — здесь протекает небольшая речка и есть несколько источников. Следовательно, «Мравалцкаро» — «место с большим количеством источников». Предположительно основан в IX веке. Таков возраст фрагментов росписи, которые были найдены в главной церкви монастыря, у которой весьма экзотического вида купол. Помимо фресок на стенах пещер можно увидеть больше выцарапанных 65 надписей. Древнейшая из них датируется 851 годом.

Шави сенакеби («Черные кельи»)
Весьма обширный монастырский комплекс, состоящий из трех десятков вытесанных в скалк пещер. Расположен юго-западнее монастыря Натлисмцемели, от которого до этого места можно проехать по грунтовой дороге, и южнее монастыря Мравалцкаро, от которого разделен скалистым хребтом.

Тетри Удабно («Белая пустыня»)
Верангареджа
Берта

Восточные пещерные монастыри Гареджи:
Саберееби
Грандиозная цепь пещерных монастырей, растянувшаяся на 5 километров в северо-восточной части пустыни Гареджи. Саберееби состоят из пяти самостоятельных монастырей, к которым примыкает ещё одно культовое сооружение, высеченное в скале — его можно рассмотреть в качестве пещерного церковного комплекса. Следы росписи можно обнаружить почти во всех частях Саберееби, но по-настоящему сохранились они в крайнем западном монастыре. Эти изумительные изоборажения датируются IX-XI веками, что уже придает им статус уникальных.
Удивительно, но история ничего не рассказывает об этом монументальном творении человеческого духа.

Колагири
Очень красивый пещерный монастырь, расположенный в непосредственной близости от пойм реки Иори, с видом на них. Возник во второй половине XII века. На стенах сохранились фрагменты росписи, выполненной на рубеже XII-XIII столетий. В первозданном виде монастырь просуществовал лишь несколько десятилетий, после чего был сильно поврежден землетрясением и опустел. Ввиду особенностей горной породы, в которой он вылечен Колагири подверагется медленному, но неуклонному процессу разрушения, в результате которого часть фресок, описанная в середине прошлово века, уже практически полностью утеряна.

Пирукугмари
Диди квабеби («Большие пещеры»)
Патара квабеби («Малые пещеры»)
Саторге
Шави миндори («Черная долина»)
Коцахура