Городище Череми


Сегодняшний Череми представляет собой почти заброшенное поселение, относительно удаленное от шума цивилизации — до ближайщей оживленной дороги отсюда километров 15. Иногда его даже называют «Затерянным миром Кахети». Туристов здесь не видно, а инфраструктура минимальная. Но некогда на этой территории расцветал крупный культурный и политический центр восточной Грузии.
История его основания связана с великим царем Вахтангом Горгасали, правившим в самом конце V века. Во времена его царствования шли кровопролитные войны с персами, на фоне которых царь пытался закрепить за Картли запаную часть тогдашней Албании. Череми рассматривался как значительнейший форпост в этих сражениях. Одновременно новый город стал центром духовной жизни — сюда переселился архиепископ и Череми обрел соответствующий его присутствию религиозный статус («саэпископосо»). После успешного завершения военных кампании (а случилось это еще при жизни Вахтанга) Череми утратил своё политическое значение, но сохранил религиозное значение. Хотя персидское нашествие, последовавшее в VI столетии, сильно его подорвало. Окончательный закат Череми произошел в середине XVIII века, когда в 1757 году царь Теймурах II разделил разоренные набегами дагестанских феодалов земли Череми между тремя кахетинскими епархиями — Алаверди, Бодбе и Ниноцминда.
Территория городища и связаннных с ним построек очень обширная и в длину занимает не меньше 4-5 километров. Коротко о самыъ значительных сооружениях, которые можно найти в этой местности:
Разрушенная церковь святой Марины (IV-V вв.). Расположена на въезде в село и сохранилась на уровне фундамента. Существует предположение, что она находилась в самом начале центральной и основной части древнего города, который простирался вплоть до кафедрального собора св. Николая и церкви Цверодабали.


Кафедральный собор святого Николая. Некогда величественное сооружение, дошедшее до нас в сильно поврежденном виде. По архитектурному стилю это базилика, состоящая из трех церковных помещений. Входа изначально было три, но сохранилось только два. Вероятная дата постройки Х-XI века. Есть предположение, что на этом месте раньше стояла трехнефная базилика, разрушенная в VIII-IX веках. В северной части храма сохранилась надпись, в которой упоминается каталикос Мелкиседек. Возможно тот, который жил в XI столетии.
Двухэтажный дворец епископа расположен в пятидесяти метрах юго-восточнее храма Николая. От него сохранилась одна-единственная стена.
Зальная церковь святого Георгия — памятник эпохи развитого средневековья. На его фасаде можно обнаружить жва каменных креста и барельефы.


Теперь двинемся на запад и переместися за пределы современного поселка Череми. Примерно в пяти километрах от него начинаются очень интересные места. Первое, что встречается на пути, это трехнефный храм Цверодабали (святого Георгия). По одной версии он был построен в VI-VII веках, но есть также предположение, что именно эта церковь была кафедральной во время Вахтанга Горгасали и, следовательно, построена ещё в V столетии. У подножия небольшого холма, на вершине которой он расположен. можно найти следы каких-то сооружений. Возможно, здесь проходила окружающая церковь каменная стена и были ворота.
Тут мы уже попадаем на территорию Черемской цитадели, остатки стен которой можно найти в самых разных местах городища — иногда на уровне фундамента. Если пройти дальше ещё метров 300, то обнаружим небольшую церковь святой Варвары (последняя треть V века). Это простая однонефная базилика.


Миновав ее, попадаем на территорию, которую принято считать резиденцией Вахтанга Горгасали. Сохранилась постройка на уровне стен высотой в метр-полтора. Она долго считалась потерянной, но была обнаружена в 1984 году. Имеет смысл побродить по ближайшим окрестностям — в радиусе ста метров можно найти следы многих хозяйственных сооружений. Например, погреба, в котором сохранился очень старый каменный «сацнахели» (сосуд, в котором давили виноград для получения ыиногражного сока). Неподалеку от резиденции заметны следы древней дороги, ведущей через хребет Гомбори в село Чаилури.


Древние каменные могильники были обнаружены на территории села во время строительства школы. Их можно разделить на две части: III-V века (что свидетельствует о том, что город был построен отнюдь не на пустом месте) и VI-VII столетий. Урожай археологами здесь был собран нешуточный: начиная с предметов быта, продолжая оружием и заканчивая разными монетами (в том числе римскими).
Следует еще раз напомнить, что данный перечень исторических памятников отнюдь не исчерпывает всего материального наследия города. На территории городища можно найти ещё и другие следы бурлящей в ней жизни. Мы же затронули только основные объекты.

Значительные культовые сооружения Кахетии
Алаверди
Бодбийский монастырь
Давид Гареджи
Базилика Долочопи
Древняя Шуамта
Зегаанский монастырь
Икалто
Новая Шуамта
Некреси
Ниноцминда
Озаани
Пещерный монастырь Иоанна Крестителя в Давид Гареджи
Пещерный монастырь святого Додо в Давид Гареджи
Хашми
Хирса
Храм Всех Святых в Вачнадзиани

Крепости и городища Кахетии
Бочорма
Греми
Кветера
Крепость Мачи
Уджарма
Хорнабуджи

Природные достопримечательности Кахетии
Водопад Гургениани
Грязевые вулканы Тахти-Тепа

Города Кахетии
Кварели
Сигнаги
Телави

Альбом «Кахетия»

  • Ujarma fortress

Akhshani

Alaverdi

Bodbe

David Gareja

Dodos Rka

Gremi

Ikalto

Ilia Lake

Khashmi

Khirsa

Kvetera

Natlismcemeli

New Shuamta

Nekresi

Ninotsminda

Old Shuamta

Ozaani

Shio's cellar

Takhti-Tepa

Tsinandali

Vejini Lavra

Ujarma fortress

Vachnadziani

Zemo Alvani